герб
Администрация
Николаевского сельсовета
Поспелихинского района
Алтайского края

Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний

Формирование здорового образа жизни населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации. Основные неинфекционные заболевания1 являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения, они обусловливают не только большие человеческие страдания, но и выраженное негативное воздействие на социально-экономическое положение страны.

Единое профилактическое пространство или единая профилактическая среда обитания, жизни и деятельности человека представляет собой комплекс условий обитания, жизни и деятельности человека, обеспечивающий максимально длительную и активную жизнь, включающий информирование населения и каждого гражданина о преимуществах и условиях ведения здорового образа жизни, о необходимости профилактики, раннего выявления и лечения неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, а также создание для этого необходимых условий и обеспечение доступности этих условий, информационных и медицинских услуг для всех слоев населения.

Основная цель Стратегии

Основной целью Стратегии является формирование здорового образа жизни населения, профилактика, контроль и снижение бремени неинфекционных заболеваний посредством соз- дания единой профилактической среды обитания, жизни и деятельности человека на основе межведомственного взаимодействия всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества, включая здравоохранение, другие министерства, агентства и службы, работодателей, обще- ственные организации, представителей религиозных конфессий и других групп населения.

Задачи Стратегии

  1. Снижение популяционного риска неинфекционных заболеваний в масштабах всего населения путем повышения мотивации населения к ведению здорового образа жизни и создания для этого соответствующих условий.
  • Разработка и внедрение единой системы мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний и комплексной оценки эффективности основных направлений реализации Стратегии.
  • Повышение уровня санитарно-гигиенического просвещения населения в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, а также повышение приверженности граждан к его ведению с привлечением федеральных и региональных средств массовой информации, широким использованием социальной рекламы на всех каналах телевидения, включением в этот процесс органов и структур образования и культуры, молодежной и социальной политики, физической культуры и спорта, а также работодателей, общественных организаций и движений, волонтеров.
  • Обеспечение развития государственно-частного партнерства в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, разработка мер, стимулирующих и мотивирующих работодателей к реализации программ и отдельных мероприятий по укреплению здоровья и профилактике неинфекционных заболеваний на рабочем месте не только для работников, но и для клиентов и партнеров.
  • Проведение комплекса социально-экономических мер и нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности ведения здорового образа жизни всем слоям населения России, в том числе для пенсионеров, лиц, находящихся в интернатах и до- мах престарелых, а также при доходах граждан, равных прожиточному минимуму или ниже его.
  • Меры политики, направленные на сокращение воздействия на детей и взрослых маркетинга продуктов питания и безалкогольных напитков с высоким содержанием насыщенных жиров, свободных сахаров или соли. Планомерное постепенное увеличение акцизов на табачные изделия и водку, а также подавление производства и реализации нелегального алкоголя; применение ограничительных мер на производство и реализацию продуктов, содержащих повышенный уровень трансизомеров жирных кислот, и предоставление преференций производителям продуктов здорового питания.
  • Разработку научно обоснованных официальных рекомендаций производителям пищевых продуктов по снижению содержания в них трансизомеров жирных кислот, свободных сахаров и соли/натрия с определением необходимого темпа снижения и добро- вольных промежуточных и конечных целей.
  • Проведение комплекса мероприятий по повышению безопасности среды обитания (воздуха, воды, почвы) в масштабах страны, региона, города, села и других мест проживания и трудовой деятельности граждан.
  • Приведение санитарно-гигиенического состояния жилого фонда и жилищных условий граждан к безопасным нормам, включая оборудование водопровода, канализации, без- дымных способов обогрева помещений и приготовления пищи.
  • Проведение комплекса мероприятий по обеспечению доступности для различных слоев и групп населения, в том числе по состоянию здоровья и возрасту, продуктов здорового питания и налогового регулирования производства и реализации продуктов, вредных для здоровья, формирование сети столовых, кафе и ресторанов диетического (здорового) питания,
  • Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом, пеших и велосипедных прогулок для всех слоев и возрастных групп населения, включая инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями.
  • Обеспечение эффективного мотивирования к ведению здорового образа жизни и обеспечение для этого необходимых условий в воспитательных и образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, в учреждениях социальной помощи.
  • Продолжение и усиление мер, направленных на сокращение вредного употребления алкоголя с привлечением пропагандистских, политических, административных, налоговых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения этой задачи.
  • Продолжение и расширение мер, направленных на сокращение потребления табака, на мобилизацию пропагандистских, политических, административных, налоговых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения этой задачи и реализации основных положений Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
  • Обеспечение подхода, учитывающего весь жизненный цикл человека, все сферы его деятельности, при совершенствовании в качестве основы института семьи, охраны материнства, отцовства и детства, осуществляемого в аспекте проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний у населения.
  • Проведение санитарно-просветительной работы и массовых агитационных мероприятий по существенному увеличению охвата вакцинацией против инфекционных заболеваний, прежде всего против гриппа и пневмококковой инфекции, способствующих развитию или осложняющих течение основных неинфекционных заболеваний и увеличивающих смертность от них.
  • Обеспечение индивидуальной мотивации лиц, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями или имеющих высокий риск их развития по проведению им своевременной вакцинации против инфекционных заболеваний (гриппа, пневмококковой инфекции), способствующих развитию или осложняющих течение неинфекционных заболеваний.
  • Обеспечение широкой доступности мер вторичной профилактики неинфекционных заболеваний на уровне специализированной медицинской помощи, включающей (1) проведение своевременной консультации врача-специалиста, (2) обследование на наличие показаний к специализированному лечению, (3) проведение специализированного, в том числе высокотехнологичного, лечения при наличии показаний к его проведению, (4) коррекцию устранимых факторов риска в стационаре в процессе (до или сразу после) специализированного (высокотехнологичного) вмешательства с участием врача, осуществляющего это вмешательство (для повышения мотивации пациента к коррекции выявленных факторов риска).